?

Log in

Previous Entry | Next Entry

РАМТ, Нюрнберг

В четверг по приглашению pro_ramt побывала на спектакле Нюрнберг
Я всегда стараюсь читать оригинал - пьесы, повести, рассказы и т.д. Один раз пришлось даже читать на иностранном языке, так как на русском не нашла и не было уже времени! В данном случае оригиналом послужил киносценарий Эбби Манна к фильму Стэнли Крамера Нюрнбергский процесс. К сожалению, фильм досмотреть до спектакля я не успела (а сейчас уже досмотрела), но все равно рада, что хоть начала, так как сразу идентифицировала главных действующих лиц. Так как главные роли отдали моим любимым актерам, сделать это было еще проще. А Редько - вообще уникально! - и чисто внешне похож на актера, играющего в фильме!
Что сказать? Такого спектакля я еще не видела. Поверх сюжетной канвы (а сюжет, в целом, не нарушен) как бы наложен второй слой, каждому персонажу дали вторую роль, и так как я начала смотреть оригинал, я легко могла отделить одно от другого и начать анализировать. Это спектакль с подтекстом, и режиссер, и театр явно нам хотели что-то этим сказать. Конечно, каждый режиссер, каждый театральный коллектив по-своему интерпретирует произведение. Иногда очень нестандартно. Иногда убирает и привносит что-то. Меняет акценты. Но такое вот действо со "вторым слоем" я вижу впервые. И до сих пор его расшифровываю!
Сложно обойтись без спойлеров. Но я без них обойдусь. Потому что сказав А, не смогу не сказать Б. Смотрите фильм и идите на спектакль!
Еще я хотела показать программку. Вот она.



Уберите название. Все еще похоже на афишу спектакля про Нюрнбергский процесс? Мимы, клоунада, маски... В спектакль вплетены немецкие песни и даже комичные номера. Порой кажется, что он скатывается в фарс. К чему это? Что транслирует нам режиссер? Каждый поймет по-своему. Но главное - чтобы задумался. Прежде всего, задумался о том, насколько чудовищно актуальны стали такие темы в нашем обществе и какие политические игры разыгрываются в реальности, и сделал выводы. "Маска, я вас знаю..."
В своей речи главный герой спектакля и фильма и главный обвиняемый на том процессе Эрнст Яннинг, министр юстиции Третьего рейха, говорит (записывала по фильму и с купюрами, в спектакле чуть по-другому и короче, но, насколько я смогла заметить, смысл сохранен):
У нас была демократия, но ее раздирали внутренние противоречия, и, кроме того, существовал страх перед будущим, перед соседями, перед самими собой, гнетущий, мучительный страх, и только поняв все это, можно понять, что значил для немцев в те годы Гитлер. Ведь он сказал нам тогда: "Держите выше головы, представители великого народа! Среди нас живут демоны, коммунисты, либералы, цыгане, все ваши страдания закончатся, когда демоны будут уничтожены".
...Почему мы примкнули к ним? Потому что мы любили свою Родину. Пусть несколько политических экстремистов потеряют свои права, пусть несколько национальных меньшинств потеряют свои права, это всего лишь временная стадия...
...Ненависть и сила, исходящие от Гитлера и загипнотизировавшие Германию, загипнотизировали и весь мир.
...Мы увидели, что жертвоприношения начались по всей стране. То, что мы рассматривали как временную фазу, теперь стало образом жизни.
...Мы обязаны признать свою вину. Мы должны сделать это, чтобы спасти от гибели немецкий народ.
Наверное, это действительно историческая закономерность, когда в тяжелые времена единственной соломинкой, объединяющей идеей кажется национальная идея, которая зачастую превращается в идею превосходства одной нации над другими. И тогда эту идею подхватывают многие, даже весьма образованные и умные люди. Это очень заразно. И очень страшно.
Для заинтересовавшихся могу предложить почитать интервью с главным режиссером театра Алексеем Бородиным.
Кстати, вот еще один спектакль по тому же кинороману, поставленный в 1985 году.
Еще раз спасибо РАМТу.

Tags:

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
nokasya
Jan. 18th, 2015 07:20 pm (UTC)
Не могу смотреть ничего, связанное с Второй мировой. С детства перестала смотреть фильмы про войну, спектакли, читать книги. Просто не могу уже.
salembo
Jan. 18th, 2015 07:32 pm (UTC)
не смотрела фильм, пропустила показ в РАМТе, а сама скачать что-то не додумалась. надо таки посмотреть его.
мне очень понравились эти многочисленные отсылки в спектакле. Полагаю, это же ты назвала вторым планом. И способы, те приемы, с помощью которых показывали соприкосновение культур, отношений, личных позиций.
Отдельное спасибо тебе за программку - хотела ее купить, посмотреть, но не успела - все разобрали.
prosto_krys
Jan. 18th, 2015 07:35 pm (UTC)
Да, вот о многочисленных режиссерских находках я не упомянула: как обставлен тот или иной сюжет, какая обстановка ему сопутствует... Почему Яннинг в конце говорит, а перед ним смыкается ряд солдат, отделяющий его от зрителей?..
kvakl_brodakl
Jan. 18th, 2015 07:21 pm (UTC)
А вот у меня, признаться, сложности с идентификацией главного героя в этом спектакле. Но для меня это уж точно не Яннинг, а скорее судья и обвинитель, каждый из которых меняется, делая свой выбор, причём так, как от него не ждёшь совсем...
А Яннинг... мне всё равно не совсем понятно, почему после этой речи он говорит в конце о том, что не думал, что всё так повернётся...
Это он о приговоре ли? Или о всей ситуации? Если о ситуации, то это противоречит его речи, если о приговоре, то это обедняет смысл...
prosto_krys
Jan. 18th, 2015 07:33 pm (UTC)
Нет, приговор его полностью удовлетворил, он в конце благодарит судью и отдает ему свои мемуары.
prosto_krys
Jan. 18th, 2015 07:39 pm (UTC)
Ну, главных героев, наверное, все же несколько. Яннинга я назвала главным, потому что он выбивается из общего ряда - как в фильме, так и в спектакле, где это уж совсем неординарно подчеркнули.
( 6 comments — Leave a comment )