Просто крыс (prosto_krys) wrote,
Просто крыс
prosto_krys

Categories:

Утопия - Театр наций


Герои его спектакля «Утопия» — незамысловатые жители глубинки, у которых почти не осталось надежды. Осталась только «Утопия» — старое, прогоревшее когда-то кафе, которое вдруг понадобилось возродить некому бизнесмену из Москвы. Да так возродить, чтобы «Утопия» была прежней, точно такой, как в 90-е: с плохим пивом и вырви-глаз интерьером. «Но мы же можем сделать лучше!», — возражают герои, только-только начинающие расправлять крылья. «А лучше — не надо, надо — как было», — пресекает их инициативу  таинственный хозяин, отстегивая деньги.

Так как тема ностальгии по старым временам мне хорошо знакома, я решила узнать, как обыграет эту тему театр. Ну и то, что спектакль завоевал премию "Золотая маска", тоже заставляло предвкушать. Пьесу написал Михаил Дурненков. Когда я стала ее искать, с удивлением заметила, что иногда она проходит под названием "Вещи", что мне не совсем понятно. Совершенно деградировавшей семье предлагают восстановить бар (все же не кафе, если там пиво подавали), который они держали на заре рыночной экономики. Отец Леха - алкоголик, жена Надя - просто недалекая женщина, их сын Юра - наркоман. Им обещают большие деньги, и ради этого один перестает пить, другой - наркоманить, а Надя всех воодушевляет. Не без проблем и срывов, но бар они построили, и вроде бы все получилось. Заказчик говорит, что ему нужно раз в год собираться там с друзьями на спецобслуживание, в остальное время они вольны делать, что хотят. И один раз такая встреча состоялась, и все было хорошо. Но в конце Надя поджигает бар с пьяным мужем внутри.

ЛЁХА. А я что? Нет у меня уверенности, Надюх. Я ж думал, я умер. И был как мертвый. Всё равно когда. Ну и легче так. Будто нет тебя. И я вот тогда, нормально. Без страха. Ну мертвый, чё. Уверенность была. А сейчас нету. Сейчас как-то боязно мне. За тебя. За Юрку. Какой тут уверенность. Будто с того света отпустили. На побывку. А назад когда не сказали. Утром, значит, лежу в Утопии. Скоро открываться. За окном утро. Лежу такой. Сон, не сон, думаю. Живой, думаю. Еще бы денёк, думаю. А ты уверенность.

Заказчик о том, зачем ему нужна Утопия:
КИРИЛЛ. Не знаю. Потому что наше. Да! Потому что это наше. Вот этот ресторан, где мы были? Что это? Про что это? Бессмысленная калька с чужой хорошей жизни. Мы им не нужны. Они нам не нужны. А Утопия про меня. Про нас. Наше. Мы так умеем, у нас так получается. И главное всё на своих местах. Гармония. Понимаешь? Гар-мо-ни-я. Вижу, не понимаешь.

Однако гармонию не построишь, если не хватает одного из важнейших элементов - а именно правильного времени. Гармония тут - иллюзия, воображаемая реальность, какое-то время она может существовать параллельно настоящей, но недолго. В целом, если рассматривать только текст пьесы, то мне он показался скучным и банальным, я не вижу завершения развития идеи, какой-то морали, хоть она и напрашивается. Кроме того что мысль построить утопию оказалась утопичной. Почему именно такая утопия должна была стать "станцией для машины времени", мне тоже непонятно. Я не встречала людей, у которых вызывали ностальгию бары и забегаловки того времени.

В процессе серфинга наткнулась на рецензию с такими словами:
Пьеса, несмотря на очевидную двуплановость, до такой степени схематична, прямолинейна как в бытовом аспекте, так и в метафорическом, что сколько-нибудь убедительности при постановке на сцене ей может придать решение либо столь же простодушное, бесхитростное, лобовое, но выполненное, а главное, артистами отыгранное любовно, от всей души, "со слезой" - либо вот подобное сверх всякой меры изощренное, условное, предельно искусственное и в своей искусственности отточенное, доведенное до технологического и эстетического формалистского совершенства.
Это о том, как витиевато некоторые изъясняются. Что ни слова непонятно.

А вот слова из другого отзыва хочется процитировать с удовольствием: Пытаясь вернуть себе былую "Утопию", герои думают, что ходят и парят, но на самом деле лишь ползают. Эта цитата с отзыва на Яндекс.Дзене inner emigrant как нельзя более точно передает ощущения от спектакля. Самое главное - это зеркало. Постановочное решение и работа художников и декораторов. Да, я видела "играющие" зеркала в театральных постановках, хотя бы недавнее зеркало над бассейном в "Грозегрозе". Но тут почти все действие нужно смотреть в отражении, именно там предметы стоят так, как надо, а люди образуют с ними гармоничный ансамбль. Спектакль, который проходит в двух плоскостях одновременно! Это шокирует и завораживает, за эти ощущения я готова простить авторам все.




Тут, кстати, слоумо было хорошо передано, я люблю трюковые игры в театре.



Пока лазила по отзывам, наткнулась на неизвестный мне театральный фестиваль - NET. Очень интересно! Только билеты дорогие либо их нет. Впрочем, такая же история была с фестивалем Чехова, только я заранее знала, мониторила и кое-что урвала. Тут тоже были доступные билеты, но в самом начале. Как написано, продажа билетов началась 24 сентября. Надо будет через год помониторить.
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments