Просто крыс (prosto_krys) wrote,
Просто крыс
prosto_krys

Category:

Самые распространенные ошибки у грамотных людей

Это будет лонгрид, но я надеюсь, кому-нибудь пригодится. Я сделала подборку самых распространенных ошибок, которые встречаю в книгах, на солидных интернет-ресурсах и у достаточно грамотных людей. Это не самые популярные ошибки рунета вообще, а самые частые ошибки именно среди грамотных и образованных людей. Правила объяснять почти не буду, разве что вскользь. Возможно, коллекция будет пополняться.



Орфография

Начать хочется со слова, которое 95% людей, наверное, пишут неправильно. Считаные… минуты, секунды, дни. Именно в этом значении (очень немногие) пишется с одной Н. Это прилагательное. Если я не ошибаюсь, до 2005 года нормой было написание с двумя Н (это было слово-исключение), которое многие и запомнили, и у тех, кто не следит за изменением норм орфографии, просто не было шанса узнать об этом новшестве. Причастие считанные по-прежнему пишется с двумя НН, но употребляется в разы реже прилагательного.

Далее уже подряд, а не по ранжиру. Очень распространены ошибки в написании приставок и частей сложных слов, которые все упорно пишут через дефис. Я специально приведу их все, хотя они порой подпадают под разные правила. Но так как большая их часть пишется слитно, то и запоминать их удобно вместе. Видео, аудио, промо, демо, мега, нео, кибер, макро, микро, супер, гипер, ультра, пост, анти – все это пишется слитно (если не стыкуется с именами собственными и в некоторых других, очень редких случаях). То, что подчеркнуто, является приставками, а приставки уж вовсе никогда не пишутся через дефис. Мини- пишется через дефис (за редким исключением).

По-моему, не изучаются в школе правила написания наращений у числительных. Как следствие, повсеместно ошибки. Наращения ставятся только у порядковых числительных, по определенным правилам. 2-ой, 3-х, 5-ти – это ошибки! В датах наращения не ставятся: 19-го сентября – ошибка! Правильно: 1-й вагон из центра, ученик 11-го класса, занять 2-е место, словарь в 5 томах, для детей от 3 лет.

Многие стали неправильно писать союз а также. Видимо, люди полагают, что заменить тоже нельзя, значит, пишем раздельно. В остальных случаях ошибаются реже. Все немного сложнее, читайте правила. А также всегда пишется слитно!

В то же время, то же самое – полно ошибок!

Иметь в виду – раздельно. Предлог ввиду употребляется крайне редко, практически выходит из лексикона, не надо путать.

При чем, причем – частые ошибки. При чем тут я? Я тут ни при чем. Купила мясо, причем очень дешево. Легко запомнить конструкции.

Асимметрия – всю жизнь ошибались и ошибаются сейчас ) Достаточно отбросить приставку и не полагаться на произношение.

Проблемы с написанием иностранных слов. Люди полагают, что уж написание нерусских слов регламентироваться правилами русского языка не должно, их можно писать так, как мы их произносим (а то и как заблагорассудится), с тем же количеством двойных согласных. Но нет. Освоенные русским языком иностранные слова пишутся по сложившимся правилам заимствования и транслитерации, которые тоже взялись не с потолка, а имеют обоснования, и с ними можно при желании ознакомиться. Беда еще в том, что нормы тут меняются, пока слово новое, оно пишется на разные лады, когда оно прочно занимает свое место в языке и его заносят в словарь, его написание регламентируется лингвистами. Не везде, где мы слышим Э, пишем Э. Не везде, где двойные согласные в оригинале, мы пишем так же на русском. Риелтор. Хеллоуин. Слеш. Флеш. Ретейл. Ремейк. Хеппи-энд. Офлайн. Трафик. Шопинг. Пазл. Комьюнити. Блогер. Тут можно проверять по словарю  – если слово там есть, пишем, как там. Если нет – то пока допускается разное написание.

Слова проверяем по первому словарю на Грамоте.ру:
хе.jpg хэ.jpg
Потому что в остальных могут быть устаревшие написания. Только первый словарь является академическим и обновляется наиболее оперативно.

Почему-то многие позабыли, как пишется вуз. Очень редко аббревиатуры пишутся строчными буквами, вуз из них – единственная распространенная. Кстати, загс и ЗАГС – можно писать по-разному.

И одно слово, которое для меня является почти индикатором грамотности наравне со считаными секундами: наём – найма. В именительном падеже стоит буква Ё.

И еще ошибки, которые напрямую орфографическими назвать нельзя (и я даже не знаю, к какому типу их отнести!), однако это тоже ошибки в написании слов.

Мало кто знает правила сокращения. Где ставятся точки, где нет, в каком месте можно оборвать слово, где можно применять усечение – все это тоже регламентировано. Метры/сантиметры (м, см), миллионы/миллиарды (млн, млрд) пишутся без точки, а тысячи (тыс.), например, с точкой. По новым правилам: ч. мин. сек./с. - с точками. А км/ч осталось без точки. В ГОСТе вроде бы до сих пор осталось без точек, отсюда путаница. Правила.

Точно такие же проблемы с прописными (большими) буквами. Копируем все с английских текстов, где в заголовках и названиях каждое слово пишется с прописной буквы. В русском языке принято только первые слова и имена собственные писать с большой буквы. Такие сочетания невозможно зафиксировать все – их бесконечное количество. Но если мы переводим какую-то зарубежную организацию, то должны писать по-русски: «Оскар» – премия Американской академии кинематографических искусств и наук. А еще мы уже разучились писать день рождения (с маленьких всегда, даже если день рождения у самого дорогого человека), Новый год и другие праздники. Неправильное употребление больших и маленьких букв – это ошибка, а не авторская воля. Исключение – юридические названия фирм, увы, многие из них написаны неправильно и в таком виде зарегистрированы, тут ничего не поделаешь.

Пунктуация

Запятые все ставят по наитию и интонации. Ошибок очень много, практически по всем пунктам. Это неудивительно, ведь расставить знаки препинания с первого раза непросто, я перепроверяю при перечитывании и то порой пропускаю, к стыду.

Например, практически никто не в состоянии поставить запятые вокруг союза И, а случаи, когда они там нужны, нередки, если предложение длинное, сложное, с массой оборотов. Но окружить одну-единственную букву запятыми – для многих это кажется противоестественным. Например: Вальдемар привязался к девушке, и, когда к ней стали приходить женихи, он не мог даже сидеть с ними за одним столом. Кстати, такие примеры всегда встречаются в ЕГЭ, обратите внимание детей. Научиться раскладывать такие предложения на составные части несложно.

Ошибка нового времени – запятая в начале предложения после обстоятельственного оборота, который является необособленным. Это из английского к нам пришло, там такие обороты обособляются.
Спустя сотни лет Око забвения открылось.
С помощью света и оптики, а в мобилографии — специальных фильтров можно создавать пятна, плавные переходы между темным и светлым.

После выделенных слов запятая не ставится.

Похожая ошибка, но старинная – запятая после оборота с предлогом благодаря, который многие продолжают считать деепричастием. Обособлять такие конструкции требуется редко.

Полно ошибок с вводными словами, причем тенденция скорее перебарщивать с запятыми. Я выделила слово причем – после него в подобных предложениях многие норовят поставить запятую, а не стоит.

Наверняка – наречие и не требует знаков препинания. Я наверняка утомила вас своими рассказами.

Хотя
и то есть – союзы, а не вводные слова! То есть еще может быть частицей, но и они запятыми не отделяются. Но так получается, что мы часто делаем паузу после этих слов, и люди послушно, вслед за интонацией, ставят запятые. Эти ошибки вижу часто у очень грамотных людей.

Однако в начале предложения запятой не отделяется, так как тоже является союзом.

Составные союзы в начале предложения тоже запятой не разделяются почти никогда. Для того чтобы, вследствие того что, несмотря на то что, в то время как – и многие другие. В середине предложения вы можете поставить запятую либо перед ним, либо в середине, но один раз.

Наконец не всегда является вводным словом. Но тут есть много «авторских» случаев и оттенков смысла.

Внезапно стало очень много запятых между однородными сказуемыми, соединенными союзом И, тоже, видимо, по интонационным причинам. Побеждаешь старого дракона и становишься новым хозяином его владений. Я надеюсь, что ты все-таки сдашься на милость монстров измерений и сама станешь одной из них! Я решил перестать служить людям и вместо этого избрал службу монстрам измерений. (Извините, тут примеры из игр.) Вот в таких случаях перед И многие ставят запятые.

Что если – на стыке союзов запятая может стоять и не стоять. Если после первого союза следует двойной союз (в следующем предложении у него есть вторая часть, то чаще всего), запятая не ставится. Но она не сказала, что если она поменяет имя, то у нее ничего не останется от семьи. Убираем то, тогда ставим запятую: Но она не сказала, что, если она поменяет имя, у нее ничего не останется от семьи.

Запятые между однородными придаточными предложениями, соединенными одиночным союзом и/или, не ставятся. Она глядела, как сизые кольца дыма от сигары Азазелло уплывали в камин и как кот ловит их на конец шпаги.

Не все знают, что многоточие – это строго установленное количество точек, а не сколько хочет автор, в зависимости от продолжительности паузы (или как рука по клавише набацала). Точнее – это всего три точки, даже если у вас очень многозначительная и затянутая пауза. А после восклицательного и вопросительного знака ставятся две точки. Пробелом от предыдущего слова многоточие не отделяется. И если предложение далее продолжается, то следующее слово пишется с маленькой буквы. Но это же… полная чепуха!

Точно так же количество вопросительных и восклицательных знаков не зависит от воли автора и эмоциональности высказывания. Их может быть один или три. Не два. И если они употребляются вместе, то сначала ?, а потом ! - строго в таком порядке.

Правила оформления прямой речи забыты напрочь с приходом в нашу жизнь непереводной литературы. «Прямая речь, – авторские слова, – прямая речь». Если слова автора разрывают прямую речь, кавычки ставятся в начале и конце предложения! Посередине не ставятся. А тире обязательны. Еще запомните: в русском языке точка всегда стоит за кавычками.

Не меньше ошибок в употреблении кавычек. Их тоже, видимо, считают несущественным знаком: где хочу, там и употребляю. В правилах рассматриваются далеко не все случаи. И особо мне не нравится, когда в одном тексте кавычки разного рисунка (за исключением случаев, когда кавычки в кавычках; тогда разные кавычки нужны). Такое случается, когда набирают текст в одной программе, потом переключаются на другую. Это не ошибка, но выглядит неаккуратно.

Лучший справочник по пунктуации рекомендую всем: и детям, и взрослым – лаконичный, удобный, не было спорного слова, которого я там бы не нашла.

Дам две старинные ссылки на шпаргалки по русскому языку из моих запасов. Там тоже человек сделал подборки, но они намного больше моих и охватывают уже весь пласт ошибок рунета.
https://baddcat.livejournal.com/92274.html
https://baddcat.livejournal.com/92434.html

Некоторые лингвисты полагают, что это не народ стал безграмотным, а просто мы наконец узрели реальный уровень грамотности, раньше-то безграмотным слова не давали. :) Я думаю, что дело обстоит не совсем так, падает именно уровень грамотности, старшее поколение теряет уже приобретенные навыки правописания, привыкает печатать небрежно и не следить за буквами и запятыми. В силу профдеформации я вижу практически все ошибки. У меня на глазах люди стали писать менее грамотно. Подозреваю, что «врожденная грамотность» вряд ли будет наблюдаться у кого-то из детей, рожденных в этом веке. Собственно, любая грамотность будет наблюдаться намного реже. Для того чтобы у человека зафиксировались нормы правописания, он должен перед глазами видеть по большей части безупречно грамотный печатный текст. Ну минимум 80% текста, что вы видите перед глазами, должно быть безупречным. Ни одному из нас это уже не удастся! Если только мы не откажемся от интернета, мессенджеров, просмотра передач и чтения книг, выпущенных современными издательствами. Там везде полно ошибок. Я не видела ни одного объемного материала в интернете (обзор, исследование – то есть много текста; берем только серьезные порталы с редакторами и корректорами), в котором не было бы ни одной ошибки (и очень мечтаю такой найти). Да и книг без ошибок, думаю, уже не существует. А все печатное, что мы видим вольно или невольно, так или иначе фиксируется, а потом неизбежно воспроизводится. У современных детей уже нет и не будет зрительной фиксации грамотного текста, интуитивного узнавания правильно написанных слов и, как следствие, «врожденной грамотности».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →