Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

Кафка - Гоголь-центр



Пе­ред бе­зуми­ем ми­ра я став­лю свое лич­ное бе­зумие. Тог­да мы — я и мир — на­чина­ем го­ворить на од­ном язы­ке.
Это прям девиз мой сейчас. Иногда самое важное в театре - то, что происходит в связи с театром. Я всегда стараюсь читать произведения, по которым поставлены спектакли, читать про авторов и обстоятельства их жизни. Это такое погружение у меня в человека происходит. И я так рада, что у меня был повод вплотную насладиться Кафкой за две недели до похода в театр! Я послушала, хоть и вполуха, и "Превращение", и "Процесс", и "Замок" (это вообще впервые), много других рассказов, а также прочитала "Письмо к отцу" и мемуары. Ох, как же это было в тему, в ноту, в душу... Испытывала все те чувства, которые очень часто испытываю по поводу реальности. Когда речь вроде складная, сюжет есть, есть логика, есть развитие... и вроде бы есть смысл... но потом - раз! - и ты явно понимаешь, что это все дичайший абсурд, который мастерски замаскировался под жизнь. И персонаж, всегда один, который как бы противостоит этому абсурду, в него тоже не верит, пытается действовать логически и размышлять. И с ним как бы ведут диалог. И закручивают по спирали абсурда еще больше. Он уже не может выбраться! Тебе уже хочется вытащить его, бедного, встряхнуть и заорать: Ты что, ни хрена не понимаешь?!
Так вот, насытившись Кафкой, я пошла в театр. В Гоголь-центре я была впервые, и мне не понравилось ((( Я не люблю места, которые подаются как тусовочные, а это именно такое. В зале неудобные стулья... Амфитеатр - это просто лавки, зато с подъемом хорошим, думаю, туда брать билеты, если что. Но мне неуютно было...
Спектакль не по одному произведению, конечно, а в целом взгляд авторов на его творчество и личность. Кафка там, безусловно, чувствовался, но все же постановка сложнее самих произведений ) Или на осмысление надо больше времени.
Валерий Печейкин​, драматург: "Самым сложным оказался поиск и воспроизведение абсурда, который нельзя путать с бредом. Абсурд Кафки имеет жесткую внутреннюю логику, найти которую было одной из моих задач. Кажется, мы и сегодня живем в мире, где по-прежнему мерой всего является абсурд, и остаётся только повторять за Кафкой: "Я хотел бы привести мир к чистоте, правде, незыблемости". 
О да! Именно, абсурд, который не бред и наделен логикой. Я была рада, что у нас с автором сценария совпали впечатления. А мироощущение совпало с Кафкой.
Исполнитель роли Кафки Семен Шнейдер за весь спектакль не произносит ни слова. Он взирает на этот мир и на свою семью взглядом ошалевшего энтомолога. Иногда с какого-то ракурса он был ужасно похож на Евгения Редько в роли Цинцинната из "Приглашения на казнь" (о, вот еще что надо будет перечитать!). И не случайно, мне кажется. Там тоже торжество абсурда.
На экран позади сцены транслируются изображения с камеры, которой в реальном времени снимает один из актеров. Такой прием я уже видела не раз, но тут ракурсы выбирались очень эмоциональные, таким образом, чтобы с живой картинкой образовывался коллаж.
Как мне показалось, больше задействованы были все же мемуары, хотя персонажи произведений тоже появлялись. Общая атмосфера была совершенно правильной, но, как я уже говорила, на осознание деталей не хватило времени. Поэтому я то погружалась в ткань спектакля, то вылетала. Но тот образ, который возник у меня в сознании, и то, что я увидела на сцене, совпало. Сцена смерти Кафки была потрясающей, попала точно в нерв. Хочу пересмотреть еще.

Книги

Стала слушать аудио и на работе - когда выполняю рутинные какие-то действия (а я по большей части сейчас их и выполняю).
Халеда Хоссейни "Бегущий за ветром" - книга, конечно, драматическая, но две трети я прослушала совершенно равнодушно, может, дело в чтеце, может, в стиле, может, в том, что восточная тема меня не очень трогает. Скорее всего, нечто подобное, перенесенное в Европу, меня тронуло бы сильнее. Не знаю, почему так, это неосознанно. Последняя треть уже совсем напряженная, триллер фактически, так что конец прослушала с интересом. С точки зрения истории фильм интересный, а вот стиль и язык меня совершенно не впечатлили. По книге поставили фильм, он был выдвинут на разные премии, в том числе и на Оскар. Думаю, что можно посмотреть, люблю смотреть нечто с известным сюжетом.
Дмитрий Быков "ЖД" - второй раз принялась, первый раз немного почитала, понравилось, но забросила. Тут решила слушать. Ну, я много отвлекалась и услышала и поняла далеко не все, но получила огромное удовольствие! Это просто отрада для лингвиста. Какой стиль, какие метафоры, какая стилизация речи! Редко мне нравится сатира, но это просто великолепная сатирическая антиутопия, роскошно похабный абсурд, который у меня соединился с реальностью до такой степени, что я всерьез поверила, что нечто такое возможно. Если честно, то сколько антиутопий ни читала в последнее время, ничего нереального я там не вижу. Все закономерно, и любой сценарий может исполниться. Буду перечитывать еще раз глазами, видимо, а то многое не уловила. Книгу в основном или ругают, или хвалят. Это явный показатель хорошей литературы. Я прочитала несколько рецензий, там столько всего люди увидели! Я пока могу лишь только констатировать, что книга пришлась мне очень по душе и привела в экстаз, в который редкая книга способна привести - это может только визуальное искусство. Зримое слово - как говорит Вадим Демчог. Я не умею представлять, у меня никогда картинки в уме не строятся, образы персонажей не складываются даже приблизительно, потому "зримость" узнаю только по такому вот всезаполняющему экстазу, как будто бы воздействие осуществлялось на несколько чувств сразу.
Евгений Замятин "Мы" - внезапно решила вернуться к истокам жанра антиутопии! Не помню, когда читала в первый раз, в глубокой юности, конечно, когда была еще свободолюбива и немного революционна в душе. Сейчас же книга читается совершенно иначе, и многое совершенно кажется не страшным, а очень даже приемлемым и даже комфортным. Книга была написано в 1920 году, и это поражает. Конечно, современной ее тоже не назовешь, но вот для 60-70-х годов она совершенно актуальна. А тут 20-й год! Кстати, Замятин действие поместил в какой-то далекий 35-й век, а Быков в 2015-й год (писал в 2006-м).
Я продолжу свое путешествие по антиутопиям, очень меня увлекает эта тема. Пока единственная антиутопия, где я бы вряд ли выжила, это "Живущий" Анны Старобинец. Там столько накручено... и такое все сложное... Не поняла этого мира, и он самый для меня непривлекательный. Мне очень интересно наблюдать, какие проявления тоталитаризма меня откровенно пугают, а какие уже нет.

(no subject)

Щегол - собиралась смотреть фильм, но решила сначала почитать. Послушать, точнее. Книгу прослушала с интересом, очень жизненно - вот нечасто попадаются такие книги, когда действие происходит в чужой стране, все совершенно незнакомое, и обстоятельства, и люди, но веришь всем фактам безоговорочно. Всему до мельчайшей подробности. Да, именно так все и должно было происходить. Да, именно это и было логично. Тем не менее ничего выдающегося в этой книге я не нашла. Такого, за что можно дать премию. Обычная драма с достаточно банальными персонажами и небольшим "остросюжетом". Совсем небольшим, для общей пикантности, а также для формулировки главной мысли. Простая достаточно книга, каких много. Мне понравилось, вполне. Но не вау вообще. Язык тоже очень простой (в переводе). Фильм сначала решила не смотреть, интерес пропал, но потом решила, что посмотрю на английском, будет неплохая практика - раз я хорошо знаю сюжет.
Моя сестра живет на каминной полке - третья книга подряд, где повествование идет от лица ребенка, две из них детские. Если честно, во всех трех книгах (а третья - это недавно прочитанный "Дом за радугой") персонажи мне показались похожими своей картонностью. И это даже не то чтобы совсем плохо... а может, это особенности восприятия или тот факт, что я давно не читала ничего такого рода, тем более детского. Попробую объяснить. Вот повествование от имени ребенка среднего возраста, а то и подростка. И похоже, как будто он не сейчас все переживает, в реальном времени, хотя все по сюжету происходит именно сейчас, а пережил уже когда-то один раз и теперь как бы разыгрывает перед нами снова все, только какие-то вещи воспринимаются не так остро, какие-то - более осмысленно, есть возможность обратить внимание на детали. Все жизненно и верно, но немного отстраненно, с какой-то поволокой, не очень эмоционально. Нет ни слов таких, ни сюжетов, которые меня бы затронули сильно. То есть никому из этих персонажей я переживать не хотела!!! Никому из всех трех книг от лица детей, написанных совершенно разными писателями. (Да, и когда кот погиб - тоже.)
Про сестру на каминной полке - я думала, что будет несколько про иное. Ну да ладно. Первая половина книги вышла скучноватой, потом стало поживее. В целом проблемы правильные затронуты и раскрыты вполне. Хорошо, что не все шоколадно-конфетно, хорошо, что не все воссоединились и забыли старое. Что-то не склеилось, но такова жизнь. Специально посмотрела, когда написана книга, если там все такие дремучие в отношении мусульман. 2011 год. Ну... Я чуть позже была в Британии, мусульман было полно везде, видела и школы на выезде, группы детей, где все с мусульманами вместе ржали и нормально общались. И какая-то дикая провинция вдруг. Тут не очень поняла. Очень странная школа, странная учительница, даже за вычетом мусульман, как будто из какого-то советского прошлого. Это все с трудом воспринималось. Но допустим. Если абстрагироваться, то в целом хорошие мысли там раскрываются, особенно ближе к концу.

Арлекиниада - Кто Гамлет?

С нетерпением ждала новой постановки сумасшедшего театра Демчога. В Арлекиниаде новый состав артистов! Я уже давно следила в ФБ, как они репетируют, уже намылилась за билетами, а тут и приглашение от moskva_lublu. Ну как же удачно! Жду сноса крыши и переворота сознания! На "Арлекиниаде" я была дважды, и на "Козьей морде" тоже, а теперь, к сожалению, эти спектакли выведены из репертуара. Демчог тоже, к счастью, будет играть! По нескольким видеороликам мне показалось, что это будет нечто вроде "Козьей морды" - посмотрим! #КтоГамлет, я узнаю 24 октября.

Золушка - Д. Быков и А. Иващенко

Долго я собиралась на это представление и добралась наконец. До того я смотрела мюзикл "Все о Золушке" в Театре мюзикла, мне он очень понравился, помнится, а в авторах тоже был написан Д. Быков, но и другой поэт. А композитор - Р. Паулс. И я никак не могла понять, что за Золушку читают-поют в режиме концерта, что, Быков написал две Золушки??? Оказалось, дело было так. Театр мюзикла заказал Быкову либретто и стихи. Быков написал, Иващенко прочитал, воспылал, но музыку сразу отдали Паулсу. А чуть позже (по некоторым данным - после репетиций) текст Быкова переписали (по некоторым данным - потому что он не детский и не подходящий, хотя он куда более детский, чем финальный у Театра мюзикла!). Некоторые стихи Быкова в театральном мюзикле все же остались, но мне уже сложно сравнивать, давно смотрела, вот про мышей услышала только. И Быков с Иващенко и инициативной группой решили разыгрывать свою пьесу по ролям просто так.
В целом песенки милые, очень в иващенковском стиле, потому душевные. Но текст морально устарел. Написаны стихи в 2013 году, собственно, переписанный мюзикл вышел в 2014-м - но там как-то все сглаженно было, а тут шутки смотрелись уже неинтересными, хотя детям как раз может зайти. Все время представляла, как бы это смотрелось в мюзикле. Не знаю как... Казалось - не смотрелось бы. Но возможно, у меня плохо развито воображение. Я потом переслушала несколько песен из паулсовской Золушки - так без видеоряда тоже как-то скучно смотрится, хотя там и оркестр и хор. Но там такие фееричные костюмы, такая хореография, что просто затмевает все.
Иващенко отрастил бороду и смотрелся очень непривычно! Но все такой же живчик. Остальные солисты тоже были бодры и приятны и пели задорно. Но кто оставил негативное впечатление, так это Быков. Ну ладно, допустим, он пребывал в тоске и смотрел с явным пренебрежением - это я могу еще понять. Он читал текст от автора, у него было много свободного времени, и он все время пялился в телефон. Поначалу скромно - на коленях, а потом уже держал, не стесняясь. Под конец он ушел со сцены первым, когда только все встали и еще не закончили представлять актеров. В конце назвали и его, а он высунул голову из-за занавески, кивнул, и все. Как некрасиво это...
Скажем так, я ждала большего от этого представления. Мне было скучновато это слушать, единственная радость - посмотреть на вечно веселого Иващенко, очень позитивный мужик, обожаю его.

(no subject)

Я, знаете ли, люблю ходить по друзьям друзей в соцсетях. Чаще в ФБ, не здесь, там как-то это хождение сподручней. Что-то меня зацепит, удивит, смутит, возмутит - и я уже шныряю по чужому журналу. И очень часто я приношу оттуда улов: какие-то нужные ссылочки, мысли или еще что. Из последнего хождения принесла шорт-лист Книгуру. Это детские книги, не понимаю, что на меня нашло... но я начала читать Катерину Мурашову "Дом за радугой". Это после того, как мне категорически не понравился, показался неестественным и натужным ее "Класс коррекции". Но эта книга мне нравится, мало того, она помогает мне кое-что сформулировать, я не знаю наверняка, то ли имел в виду автор или нет, но мне все равно. Мне важно то, что что-то в моих мыслях становится четче и стройнее. Может, и вам захочется что-то почитать самим или с детьми. Мне кажется, там может попасться еще что-то интересное. Есть и комментарии, но я пока не читала.

(no subject)

Пришла, казалось бы, рано, около семи. Но темнеет после семи стремительно, в 8 уже тьма. Но пока ужин приготовила, пока в унитазе помылась, пока все вымыла (я придумала шваброй всю воду собирать сразу, так что через час в сортир уже можно заходить), пока разобрала вещи, пока написала посты и детям, пока листанула ленту... А уже 10! А у меня план на завтра не составлен и Быков не читан! (В кои веки купила и взяла бумажную книгу, две страницы прочитала вчера с горем пополам!) За окном вроде потише. Может, это они в субботу колготились, а в будни все же смирные будут? Кстати, попробовала закрыть калитку во внутренний двор на ключ, как порядочная, а ключ не подходит! Теперь боюсь, кто-нибудь еще закроет, хотя вроде бы в этот двор только одна дверь выходит. Но боязно все равно.

Маяковский. Городской мюзикл

19 июля, в день рождения Маяковского, мы с подругой были на мюзикле по его стихам. Спектакль, казалось бы, был небольшой, без антракта даже, но вместил все основные вехи жизни поэта.
Я такой себе знаток биографии и истории, потому о достоверности не берусь судить, но все, что я ощущала, читая строчки Маяковского, я увидела на сцене, воплощенное в образах, ритме, музыке, жестах. Спектакль начинается очень динамично и громко, и первая, маршевая часть достаточно долгая. И это было как огромный вдох, когда ты наполняешься и наполняешься энергией и уже не можешь дышать, а оно все "Левой, левой, левой!"... У меня даже закружилась голова от экстаза. Строчки разнесены по рукам и ногам и отбивают ритм как бы самостоятельно на сцене. Марширующие строчки. Вот что я думала о них, когда читала в детстве! И вот это я и увидела своими глазами.
Из всей школьной программы мне понравились три прозаика и один поэт. Вот этот. Я до сих пор наизусть помню его лирические стихи, а из остальных - отдельные строчки, как всегда хлесткие и беспощадные. Я офигевала от его мастерства обращения со словом и строкой: как он забивал их в строфы, резал ножом (или саблей...), комкал, выбрасывал и... давал ими пощечину общественному вкусу. Это были стихи на разрыв души, мне надо было всегда переводить дух, чтобы их читать. Как же здорово изобразили создатели спектакля весь этот надрыв на сцене! Было очень символично, романтично и футуристично. Хлестко и беспощадно тоже. Обязательно возьму один из тринадцати томов полного собрания сочинения щена/щенятки Маяка и почитаю...
Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!

Глухо.

Вселенная спит,
Положив на лапу
с клещами звезд огромное ухо.


Фото с сайта АНО "Музыкальное сердце театра"

Это совместный проект Театра Луны и объединения Музыкальное сердце театра 
Спасибо за приглашение, moscultura и tushinetc

(no subject)

Надо, наверное, написать о некоторых просмотренных фильмах и прочитанных книгах, но подборка такова, что вряд ли кому-то будет интересна. А еще я многое буду ругать ) Но для истории запишу. Collapse )

(no subject)

Пишу поздравительный стих нашему фотографу - у него скоро юбилей! - ищу идеи, шуршу в инете. И вот какой стих нашла, прямо в тему - но не поздравительную, конечно:

Не должен никто никому, не обязан:
Предъявлен здесь каждому собственный счёт
Ошибок, описок, помарок... - Не сразу
Поймёшь, что попал неспроста в оборот.
Мы маемся в нашей панельной юдоли
И ждём Неизбежность, молчим о своём,
Теряя иллюзии веры и воли,
Возможных для нас в измеренье ином.
И кто-то опять говорит без умолку -
Кивает в ответ головой психиатр...

Пустой небосвод отразился в осколках
Земных миражей. Остановленный кадр.

Алиса Сан